Одиннадцатиклассники белгородских школ, как и в предыдущие годы, выбирая для сдачи предметы, предпочли обществознание, физику, биологию, историю, химию.

ЕГЭ в 2017 году в регионе будут сдавать 6643 человека. 363 человека ограничились сдачей только двух обязательных предметов – русского языка и математики. Это значит, что для данных выпускников главная цель – это вытянуть на аттестат о среднем общем образовании. В вуз они поступать не планируют. Как правило, это категория учащихся, которые при поступлении в десятый класс не в полной мере взвесили свои силы для освоения программы десятого и одиннадцатого класса. Чтобы претендовать на обучение в вузе, за ЕГЭ по русскому языку нужно получить не менее 36 баллов, в большинстве своем эти школьники не способны достичь такого результата. А вот, чтобы получить аттестат, достаточно 24 баллов. Разница довольно существенная. Математика профильного уровня этим ребятам также не под силу, поэтому они сдают ее на базовом уровне, здесь задания менее сложные. Выполнение математики базового уровня оценивается не в баллах, а по традиционной пятибалльной системе. В любой последующий год эти выпускники могут заявиться, обратившись в орган управления образованием, на сдачу ЕГЭ по выбору.

65% одиннадцатиклассников (4320 человек) будут сдавать обществознание, что несколько меньше, чем в прошлом году (69%). Этот предмет уже не один год самый востребованный, потому что его результаты засчитываются при поступлении на большинство специальностей в российских вузах. Не случайно ЕГЭ по обществознанию в настоящее время значительно усложнилось. Он проверяет, насколько гражданин знает свои права и обязанности, ориентируется ли он в устройстве нашего государства, в ЕГЭ по обществознанию есть и мини-сочинение о проблемах общественной жизни.

А вот количество выбравших физику, биологию и историю на протяжении ряда лет практически не меняется. Как и ранее, физика понадобилась 29% выпускникам (это 1914 человек), биология и история – каждому четвёртому. На пятом месте идет химия – 853 человека (13%). Подходы к этим экзаменам также претерпели большие изменения. В этом году впервые не будет тестовой части на ЕГЭ по физике, биологии, химии. В ЕГЭ по истории включено историческое сочинение, представлены задания, которые проверяют умение анализировать исторические документы, аргументировать оценки исторических событий. ЕГЭ, так сказать, умнеет, от проставления крестиков он проделал большой путь в сторону активной мыслительной деятельности.

Больше 10% учащихся в этом году выбрали и литературу. Всплеск интереса к этому предмету объясняется в первую очередь фактом введения итогового сочинения, школьники начали читать высокохудожественные тексты русской

литературы. Многие из них стали связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность со словесностью.

По всем остальным предметам выбор составил менее 10%.

Математику профильную решили сдавать 4843 человека (73%), математику базовую – 5757 человек (87%). Математику и базового, и профильного уровня будут пробовать осилить 4407 человек (66%). Разделение ЕГЭ по математике на два уровня (базовый и профильный), безусловно, большое достижение. Выпускнику-гуманитарию, не планирующему получение инженерных или естественнонаучных специальностей, теперь можно без стресса достойно сдать экзамен по математике и гордиться своим успехом. Но приведенная статистика свидетельствует о том, что наши выпускники перестраховываются. Ученик, который способен сдать математику базовую, рассуждает так: «А почему бы не попробовать математику профильную, а вдруг получится, мало ли что», а ученик, хорошо разбирающийся в математике профильной, думает: «А вдруг не справлюсь, вдруг постигнет неудача, лучше сдам еще на всякий случай и математику базовую».

Распределение иностранных языков вполне ожидаемо и соответствует тому факту, что английский язык преобладает в изучении (английский язык – 546 человек, немецкий язык – 11 человек, французский язык – 2 человека, испанский язык – 1 человек).

Один выпускник в этом году, кроме обязательных, 10 предметов будет сдавать по выбору.

573 человека не будут себя перегружать и сдадут по выбору только один предмет. Это школьники, которые однозначно определились с вузом и со специальностью, они знают, чего хотят, и уверенно идут к своей цели. На такие специальности требуются результаты по двум обязательным предметам и одному по выбору.

Основную массу выпускников представляют те, кто выбрал от двух до четырех предметов, это соответственно 31%, 35% и 12%. Это те школьники, которые намерены воспользоваться возможностью подавать документы в несколько вузов одновременно или в один вуз, но не на одну специальность. Благо, сегодняшние правила поступления позволяют это сделать.

Группы школьников, выбравших от пяти до девяти предметов, совсем малочисленны.

Как показывает практика, многие заявившиеся на сдачу предметов по выбору, по факту на них не являются. Это можно объяснить тем, что с наступлением экзаменационной поры они начинают более трезво оценивать

ситуацию и свои силы и приходят на те экзамены, где чувствуют уверенность, что предмет освоен достаточно хорошо. Бывает и по-другому: если выпускник, сдав первые экзамены, понимает, что результат будет приличным, он отказывается от последующих экзаменов. Еще один вариант развития действия: заявление о выборе предметов подается до 1 февраля, до экзаменов еще четыре месяца, за это время могло прийти устойчивое понимание того, что человеку нужно в жизни.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что жизнь – это процесс постоянного выбора, который нужно делать после всестороннего и тщательного анализа. ЕГЭ учит этой ответственности. Хочется верить, что одиннадцатиклассники выбрали предметы осознанно, с учётом степени освоения образовательной программы и дальнейшего профессионального образования.