Скандал на выпускном вечере в Адыгее, когда со сцены одна золотая медалистка обвинила другую в незаслуженном получении награды, повлек за собой в очередной раз повышенный интерес к этой теме, в том числе и в нашей области.

Чтобы получить золотую медаль, нужно заработать отличные итоговые отметки за два выпускных класса – десятый и одиннадцатый. И достаточно сдать два обязательных экзамена, то есть набрать необходимое минимальное количество баллов: по русскому языку – 24, по математике профильной – 27, а если это математика базовая, где результат измеряется не в баллах, то достаточно тройки. Результаты по другим экзаменам не в счет, даже если они неудовлетворительные.

Вот уже прошло почти 10 лет, как не стало официальных льгот на поступление в вузы для медалистов. Несмотря на это, школьная медаль для многих - это заветная мечта, потому что продолжает оставаться особым знаком отличия тех, кто взял на себя ответственность учиться на «пять».

Фотография медалиста висит на доске почета, а его имя навечно значится в золотой летописи школы, педагоги еще не один год будут приводить его в пример последующим поколениям школьников. А какая это гордость для родителей и родственников! Бархатную коробочку с наградой не раз, как ценный трофей, будут показывать на семейных торжествах.

Кроме того, ученик, получивший медаль, вызывает уважение окружающих. Действительно, во все времена наш народ почитал людей знающих, проявляющих усердие, трудолюбие, прилежание. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что для медалистов устраивается особый бал, где присутствуют первые лица региона, в ряде районов им вручают премии.

Обычно в сознании рядового человека медалист ассоциируется не только с пятерками, но и с высокими баллами на ЕГЭ, с победами на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Адыгейский случай побудил и органы управления образованием, и непосредственно образовательные организации посмотреть, а что из себя представляют белгородские медалисты. С этой целью проанализированы их текущая успеваемость за два года обучения на уровне среднего общего образования, в том числе за контрольные и другие письменные работы (на основании классных журналов), результаты экзаменов, сопоставлена успеваемость в 10 и 11 классах с успеваемостью на уровне основного общего образования, изучены протоколы педагогических советов, к полномочиям которых относится допуск обучающихся к ГИА.

И вот здесь есть как раз повод для определённого разочарования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ориентирует на то, что если выпускник медалист, то он просто не имеет права демонстрировать на ЕГЭ низкие результаты. В прошлом учебном году в

нашей области медаль получили 875 выпускников и только 30% набрали в среднем за экзамен по 75 баллов (достойный для медалиста результат).

19 учеников не набрали ни по одному экзамену более 50 баллов (Грайворонский, Новооскольский, Ракитянский, Чернянский, Борисовский, Волоконовский, Валуйский, Алексеевский районы, город Белгород, Старооскольский и Губкинский городские округа), что заставляет серьезно задуматься о цене пятерки в аттестате и значимости медали.

Есть случаи, когда будущий медалист получает «неуд» по предмету по выбору или по математике профильной, а ведь выбор предмета или уровня математики для сдачи – базового или профильного – это дело добровольное (Белгородский, Борисовский, Грайворонский, Ивнянский, Яковлевский, Валуйский, Ракитянский, Новооскольский, Вейделевский, Шебекинский районы, город Белгород, Старооскольский и Губкинский городские округа). В таком случае должно действовать правило: «Если ты не чувствуешь силы по математике профильной, ограничься математикой базовой. Зачем выбирать предмет, по которому нет знаний?» И школа в этом плане могла дать совет. Вот и получилось, что 16 выпускников оказались с медалью, имея «неуд» по какому-либо экзамену: математика профильная – 10 человек, химия – 3 человека, история, обществознание, физика – по 1 человеку.

В связи с этим возникают вопросы к объективности школьной отметки, на каком основании учитель ставил пятерки, если выпускник предмета глубоко не знает, как мог педагогический совет допустить выпускников к государственной итоговой аттестации, если программа не освоена на должном уровне. Осуществляя допуск, педсовет поручается за выпускника, дает своего рода гарантию за достаточный уровень знаний. Пока же педсоветы отдельных школ выполняют свои функции формально. В самые короткие сроки общими усилиями такое положение предстоит преодолеть.

Однозначно очевидно, что ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего, умеющего рассуждать и аргументировать свое мнение выпускника, владеющего основами наук. Мы не можем этого не учитывать, когда речь идет о медали. Задания ЕГЭ как раз и позволяют дифференцировать выпускников по уровню подготовки. Выпускники, получившие по результатам ЕГЭ, например, 40, 50 или 80 баллов, отличаются друг от друга вовсе не количеством ошибок, а глубиной знаний и владением способами деятельности. К медалистам это относится вдвойне.

Так ли это на самом деле, что все привилегии для медалистов упразднены? Не совсем. К примеру, если у двух абитуриентов оказалось одинаковое количество баллов, то предпочтение отдадут тому, у кого есть медаль. Более того, многие вузы в последнее время для медалистов стали устанавливать дополнительные баллы, причем немалые – порою до 10. А это уже кое-что значит.

Тема школьной медали уже стала предметом обсуждения на октябрьских региональных совещаниях с начальниками муниципальных органов управления образованием и их заместителями, включена в повестки дня муниципальных родительских собраний по вопросу ГИА.

Успеваемость претендентов на получение медали в 2018 году департаментом взята на особый контроль. Подобный контроль должен осуществляться также на уровне муниципалитета и школы.

Главное, чтобы медалью награждали тех, кто ее заслуживает, а не просто раздавали, чтобы медалисты с честью выдерживали дальнейшее обучение, чтобы отметки в школьных аттестатах соответствовали фактическому уровню знаний и чтобы в таком важном деле, как присуждение медали, не было протекции и игры в поддавки. У медалистов не должно быть нищих знаний. И тогда почетная награда не утратит своего престижа и не потеряет ценности. Пусть слова «Я медалист» или «Он медалист» будут наполнены истинным золотым смыслом.

Николай Рухленко, начальник управления по

контролю и надзору в сфере образования

департамента образования области

Управление по контролю и надзору в сфере образования создано в структуре департамента образования Белгородской области в соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 26 января 2009 г. № 14-рп для реализации переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере образования. Управление по контролю и надзору в сфере образования функционирует на основании соответствующего Положения.

Подробнее об управлении     Карта проезда     Панорама

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Административные регламенты исполнения государственных функций

Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования 

Перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом лицензионного контроля за образовательной деятельности

Адрес: 308000, г.Белгород, ул. Преображенская, д. 80

Телефон/факс: (4722) 32-56-64

e-mail: belnadzor@belregion.ru

Режим работы: понедельник - пятница: 09.00 - 18.00 час., перерыв: 13.00 - 14.00 час., суббота, воскресенье - выходные дни.

Приём документов на лицензирование: понедельник, среда, пятница: 09.00 - 18.00 час., перерыв: 13.00 - 14.00 час.

Приём документов на государственную аккредитацию: ежедневно: 09.00 - 18.00 час., перерыв: 13.00 - 14.00 час.

Прием документов на подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях: ежедневно: 09.00 - 18.00 час., перерыв: 13.00 - 14.00 час

Приоритетная программа. Реформа контрольной и надзорной деятельности (Презентация .pdf)

Информация о сроках исполнения предписаний

Мониторинг  хода предоставления услуги «Лицензирование образовательной деятельности» 

Банковские реквизиты  Форма отчета об исполнении предписания 

Форма уведомления об исполнении предостережения

Плана проведения департаментом образования Белгородской области проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2017 год  План проведения проверок

План проведения департаментом образования Белгородской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год  План проведения проверок

Приказ департамента образования Белгородской области от 27 сентября 2017 г. № 2738 "Об утверждении ежегодного плана проведения департаментом образования Белгородской области проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2018 год" Скачать план (.pdf)

Приказ департамента образования Белгородской области от 30 октября 2017 года № 3080 «Об утверждении ежегодного плана проведения департаментом образования Белгородской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год»  Скачать план (.xlsx)

Приказ департамента образования Белгородской области от 20 сентября 2018 года № 2443 «Об утверждении ежегодного плана проведения департаментом образования Белгородской области проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год» План проверок (.xlsx)

Приказ департамента образования Белгородской области от 09 января 2019 года № 03 "Об утверждении новой редакции ежегодного плана проведения департаментом образования Белгородской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год" План проверок (.xlsx)

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2018 год

Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2017 год